Назад

Гид по состоянию свечи зажигания

22/03/2024

Когда и зачем нужно проверять свечи зажигания?

Если Ваши свечи зажигания имеют внешние повреждения или загрязнены, это может привести к множеству проблем, включая увеличение расхода бензина, потерю динамики, пропуски зажигания в двигателе и проблемы с запуском.

Если у Вас возникли проблемы с двигателем, лучше всего начать с визуальной проверки свечей зажигания. Внешний вид свечей зажигания каждого цилиндра и видимые различия в состоянии могут рассказать очень много об их работе и даже работе других систем двигателя. Правильная и своевременная трактовка отклонений позволит предвосхитить более серьёзные проблемы и избежать дорогостоящего ремонта.

При визуальном изучении свечей зажигания Вы, скорее всего, обнаружите одно из следующих состояний:

  • Нормальное
  • Углеродное загрязнение (сажевые отложения)
  • Масляные отложения
  • Мокрая свеча («залитая»)
  • Износ электродов
  • Повреждение центрального электрода
  • Повреждение боковых электродов
  • Поломка/повреждение электродов
  • Свеча покрыта золой
  • Повреждения изолятора
  • Трещины корпуса изолятора
  • Отложения на изоляторе и электроде

Оценка состояния свечей зажигания

Вы можете сделать проверку и оценку свечей зажигания в рамках планового технического обслуживания вашего автомобиля, квадроцикла, газонокосилки или лодки. Или внепланово, если Вы подозреваете, что в работе двигателя что-то не так.

Первый шаг — снять свечу зажигания, которую вы хотите осмотреть.

Далее, возьмите свечу зажигания в руку и начните осматривать ее на наличие внешних признаков повреждения. Посмотрите на часть свечи зажигания, которая располагалась в цилиндре, и изучите ее.

Сравните с одним из предоставленных ниже примеров

Двигатель в норме. Цвет теплового конуса изолятора от серо-белого/серо-желтого до коричневого. Свеча подобрана правильно по калильному числу. Регулировка состава топливовоздушной смеси и установка зажигания безупречны, перебои в зажигании отсутствуют. Осадок от свинцовых примесей топлива и легирующих составных моторного масла отсутствует. Термических перегрузок нет

Тепловой конус изолятора, электроды и корпус свечи зажигания покрыты по всей площади интенсивно-черным нагаром.

Тепловой конус изолятора, электроды и корпус свечи зажигания покрыты матовой черной сажей.

Причина

Неправильное регулирование состава топливовоздушной смеси. Слишком богатая смесь, сильно засорен воздушный фильтр, неисправность устройства обогащения смеси при запуске карбюраторного двигателя,неверно подобрана свеча по калильному числу, частые поездки на короткие расстояния.

Последствия

Пропуски зажигания. Плохие пусковые качества.

Способ устранения

проверить и/или отрегулировать состав смеси (если возможно), провести диагностику системы подачи топлива на соблюдение необходимых характеристик в различных режимах, проверить и по необходимости заменить воздушный фильтр. Регулярные пробеги на значительные расстояния с необходимой нагрузкой.

Тепловой конус изолятора, электроды и корпус свечи зажигания покрыты сажей с масляным блеском или масляным нагаром.

Причина

Избыток масла в камере горения, слишком высокий уровень масла, сильно изношены или повреждены поршневые кольца, стенки цилиндра, направляющие(уплотнения) клапанов. Проблемы в системе вентиляции картерных газов. Для 2-х тактных бензиновых двигателей – избыток масла в топливе.

Последствия

Перебои в зажигании (пропуски зажигания), плохой «холодный» запуск двигателя, нестабильная работа двигателя на холостом ходу.

Способ устранения

Диагностика и/или ремонт двигателя, правильная смесь бензин-масло (2х тактные двигатели), установка новых свечей зажигания.

Мокрая свеча зажигания может быть результатом избытка топлива в двигателе. «Залитие» свечей зажигания — это то, что происходит, когда вы несколько раз пытаетесь безуспешно запустить двигатель, но он, по какой-то причине не запускается. Обычно Вы можете очистить (просушить) свечи зажигания или просто подождать, пока они высохнут.

Причина

Не работающая должным образом система зажигания, неисправность отдельных компонентов электронной системы управления двигателем, неправильный выбор системы обогащения при холодном пуске (карбюраторные двигатели).

Последствия

Перебои в зажигании (отсутствие зажигания), плохой «холодный» запуск двигателя, нестабильная работа двигателя на холостом ходу. При длительных попытках безуспешных попыток запуска двигателя с «залитыми» свечами, возможны необратимые повреждения системы зажигания, системы впуска/выпуска и смазки двигателя.

Способ устранения

Правильная настройка топливовоздушной смеси и/или системы зажигания, установка новых свечей зажигания.

Естественный износ электродов из-за эрозии. Высокая вероятность, что свечи значительно превысили допустимый интервал эксплуатации.

Причина

Не соблюдались указания по интервалу между заменами свечей зажигания.

Последствия

Перебои в зажигании, особенно при ускорениях (напряжения зажигания недостаточно для увеличенного межэлектродного расстояния). Плохое поведение при запуске двигателя. Повреждение компонентов системы зажигания (например модули ВВ катушки зажигания, электронные блоки управления и т.д.).

Способ устранения

Установить новые свечи зажигания. И соблюдать регламентные сроки замены автопроизводителя.

Электрод поврежден или даже сплавлен. Возможно, отложения инородных для свечи материалов.

Причина

Термическая перегрузка из-за калильного зажигания, например, по причине раннего зажигания, остатков продуктов горения в камере сгорания, поврежденных клапанов, распределителя зажигания и плохого качества топлива.

Последствия

Перебои в зажигании, потеря мощности, перед полным разрушением двигателя наступает значительная потеря мощности. Механическое повреждение двигателя.

Способ устранения

Проверить двигатель, систему зажигания и качество рабочей смеси. Установить новые свечи зажигания.

Сильный износ бокового электрода.

Причина

Агрессивные примеси топлива и масла. Детонационное сгорание в двигателе. Паразитная турбулентность в камере горения, возможно из-за отложений. Термическая перегрузка отсутствует.

Последствия

Перебои в зажигании, особенно при ускорениях (напряжения зажигания не достаточно для увеличенного межэлектродного расстояния). Плохое поведение при запуске двигателя.

Способ устранения

Устранить причину. Установить новые свечи зажигания.

Сильные отложения золы из примесей масла и топлива на тепловом конусе изолятора, полости, доступной для рабочей смеси (кольцевом зазоре) и на боковом электроде, поверхности камеры горения. От рыхлого до шлакоподобного образования.

Причина

Наличие шлакообразующих компонентов в моторном масле и топливе.

Последствия

Может привести к самопроизвольному зажиганию от раскаленной золы, потере мощности и повреждению двигателя.

Способ устранения

Привести в порядок двигатель. Установить новые свечи и, возможно, использовать другое масло/топливо.

Повреждения теплового конуса изолятора

Причина

Механические повреждения из-за ударов, падения или давления на центральный электрод при неправильном обращении. В крайних случаях, по причине образования наслоений между изолятором и центральным электродом или из-за коррозии центрального электрода (особенно при очень длительной эксплуатации, тепловой конус изолятора может взорваться.

Последствия

Перебои в зажигании, искра попадает в места, куда проникновение свежей горючей смеси затруднено. Повреждения электродов. Повреждение двигателя.

Способ устранения

Корректно установить новые свечи зажигания, согласно инструкции. Избегать механические воздействия на изолятор.

Продольные трещины на изоляторе различного размера

Причина

Боковое силовое воздействие на винт клеммы, в момент монтажа и/или транспортировки, нарушение правил монтажа. Неисправность Высоковольных проводов/наконечников.

Последствия

Пробой искрового промежутка, перебои искрообразования, повреждение катализатора.

Способ устранения

Корректно установить новые свечи зажигания, согласно инструкции. Избегать механические воздействия на изолятор. Заменить повреждённые компоненты.

Тепловой корпус изолятора и электроды покрыты оранжевыми (обычно ферроцены) или серебристыми, крепко «налипшими» отложениями.

Причина

Металлсодержащие присадки к топливу. Налет образуется даже при нормальной эксплуатации.

Последствия

Налет проводит ток вне воздушного зазора. Появляются пропуски зажигания. Повреждение свечей- необратимы.

Способ устранения

Использование качественного топлива. Замена свечей зажигания. Попытка очистки видимых отложений не способна полностью восстановить характеристики свечи зажигания.

Оценка произведена. Что делать дальше?

Если Вы определили, что возникла необходимость замены свечи зажигания или устанавливаете новую, следуйте этим инструкциям.

Не забывайте, производители настоятельно не рекомендуют повторную установку свечи зажигания.

Если свечи зажигания требуют замены, Вы можете решить эту проблему самостоятельно или обратиться к специалисту, если чувствуете, что Вам нужна дополнительная помощь.

Содержание этой статьи служит только для информационных целей и не должно использоваться вместо обращения за профессиональной консультацией к сертифицированному специалисту или механику.

Мы рекомендуем Вам проконсультироваться с техническим специалистом или механиком, если у Вас есть конкретные вопросы или проблемы, связанные с любой из тем, затронутых здесь.

Ни при каких обстоятельствах мы не несём ответственности за любые убытки или ущерб, вызванные использованием Вами какого‑либо нашего контента.