Назад

Подготовка мототехники к сезонному хранению

Водный и мототранспорт 24/09/2024

Не так много мест на земле, где можно использовать мототехнику круглый год, а ещё меньше водителей, которые готовы использовать её каждый день. Рано или поздно придётся припарковать «железного коня» на длительное время. Длительный простой, вопреки мнению некоторых, не идёт на пользу механизмам. И даже наоборот, может сильно сократить ресурс узлов и вызвать непредвиденные поломки. Иногда лучше проделать ряд несложных подготовительных операций с агрегатами, чем потом терять гораздо больше времени и денег на ремонт. И хотя чаще всего подразумевается хранение в зимний период, некоторые основные моменты применимы и к просто длительному простою техники. 
Вы можете доверить подготовку и хранение специализированным мастерским, но и в этом случае, информация ниже не будет лишней.

Итак, давайте начнём!

  1. Чистота
    Как бы это не банально не звучало, но как только Вы решили приостановить использование, необходимо тщательно отмыть технику целиком и тщательно отчистить отдельные узлы и агрегаты. С этого начинается подготовка. И дело не в красоте (хотя и это тоже приятный бонус, поднимающий настроение). Например, оставленные без внимания на корпусе следы насекомых и прочий «мусор» могут привести к повреждению защитных поверхностей как пластика, так и металла.
    Коррозия нам точно не нужна!
    Вымойте тщательно все поверхности и узлы (избегайте интенсивного воздействия на электрические разъёмы и систему зажигания). Полностью просушите поверхности. Можно обеспечить дополнительную защиту используя специальные жидкости (воск) и пропитки для пористых поверхностей.
    Только теперь мы готовы к следующем шагам. И кстати, на чистых поверхностях лучше видны повреждения и подтёки технических жидкостей, которые Вы могли не заметить в течении сезона.

  2. Аккумулятор
    Это, пожалуй, одно из самых слабых мест при длительном хранении. Аккумуляторная батарея просто деградирует при отсутствии эксплуатации и обслуживании. Причём, чем больше проходит времени, тем быстрее приближается «точка невозврата», когда батарея получает необратимые повреждения. Но можно избежать неприятного «сюрприза» или внеплановой покупки новой батареи.
    Тут есть два различных пути и зависят они лишь от местоположения батареи во время длительного хранения: с монтажом или в составе техники.
    Конечно, батарея будет дольше разрежаться отсоединённой от техники, а ещё лучше в комфортных условиях (температура и влажность) с минимальной скоростью саморазряда. Но для современной мототехники, с различными ЭБУ, производителем может не рекомендоваться лишнее обесточивание бортовой сети. Однако и в этом случае лучше демонтировать батарею, если вы не сможете обеспечить комфортную и безопасную подзарядку.

    Если у Вас обычная свинцово- кислотная батарея, то ту всё просто: надо подзарядить батарею до уровня 12.4-12.6 В. (6ти Вольтовые системы-редкое явление сегодня) А дальше следить, чтобы напряжение на клеммах не опускалось ниже 12 В. И просто периодически подзаряжать. Ну и конечно, контролируем уровень жидкости.

    В случае более современных батарей («гелевые», AGM), рекомендуется использовать современные зарядные устройства (с импульсной зарядкой). В данном случае лучше не экономить и пробрести современное цифровое зарядное устройство. Поверьте, оно ещё не раз выручит. Кстати, в случае зарядки в составе техники (без демонтажа), настоятельно рекомендуется именно современное зарядное устройство с автоматическими режимами.

    Стоит обратить внимание на одно заблуждение. Некоторые владельцы мототехники полагают, что просто достаточно периодически заводить двигатель и дать немного подзарядится батарее. На самом деле, такая процедура батарее ничего хорошего не сулит, а вот для остальных механизмов это может принести больше вреда, чем пользы.
    Работая на холостом ходу, особенно в холодную погоду, Вы, по сути, удаляете масло с цилиндров и поршней, которые вы хорошо покрыли, когда подготавливали его к хранению (об этом ниже). Так же в «зоне риска» оказываются свечи зажигания. Которые могут просто не выйти на необходимую рабочую температуру и рискуют получить повреждения при дальнейшей эксплуатации.
    Если у вас есть возможность по-настоящему покататься, то обязательно прокатитесь!  Не забывайте, что на холостом ходу двигатель (читай - масло) на самом деле не разогреется до рабочей температуры, независимо от того, как долго вы он работает и с какой скоростью. Ну а если Вы все-таки выйдете на прогулку, то придется заново пройти все остальные этапы подготовки.

  3. Технические жидкости
    Если моторное масло уже активно использовалось в течении сезона, стоит поменять его перед длительным хранением.
    Многие водители не знают, что моторное масло в их двигателе может использоваться не только как смазка, но и помогать системе фильтрации. Масло удерживает мелкие частицы во взвешенном состоянии до тех пор, пока они не достигнут фильтра, где большая часть из них будет задержана и удалена из циркуляции. Одним из основных отложений, которые попадают в моторное масло, является углерод(сажа). Углерод образуется в камере сгорания и проталкивается мимо поршневых колец при каждом запуске цилиндра. Когда мототехнику помещают на хранение с отработанным моторным маслом, нагар будет медленно отделяться и подниматься на поверхность. Этот отложения чрезвычайно коррозионные и вызывают повреждения металлических поверхностей, таких как шестерни трансмиссии и различные подшипники и т.д.

    При замене масла перед хранением, мы удаляем загрязнённое масло и вредные углеродистые отложения, взвешенные в нем. Лучше компоненты двигателя будут стоять в масляной ванне, чем в агрессивной жидкости.

    Если двигатель имеет водяное охлаждение, стоит проверить уровень охлаждающей жидкости. И если не будет возможности хранить, избегая пониженных температур- стоит проверить охлаждающую жидкость на соответствие температурного режима (точки замерзания). В любом случае, перед началом эксплуатации придётся проверять охлаждающую жидкость и возможно заменить.

    С тормозной жидкостью всё немного сложнее. Её не просто нужно доливать до определённого уровня, но и регулярно менять. Срок службы указывается производителем в каждом конкретном случае. Но чаще всего, он не превышает 2х лет. К этому времени гигроскопичная жидкость поглощает большое количество воды, что сильно снижает температуру кипения и негативно действует на компоненты тормозной системы.

  4. Топливная система
    Вы, наверное, все слышали (а может и испытали на себе) ужасные истории о дорогостоящем ремонте карбюратора или инжектора, необходимом после того, как топливо в мотоцикле слишком долго оставалось без движения. С появлением этанола в современном топливе его хранение стало проблемой, будь то мотоцикл или газонокосилка. Этанол гораздо более гигроскопичен, чем обычный бензин, то есть он удерживает растворенную или взвешенную воду. Это может привести к коррозии компонентов, образованию смол, лака и нагара, которые наносят ущерб как карбюраторным, так и инжекторным системам.

    Лучший способ справиться с этим — заправить бак и обработать топливо и топливную систему присадкой, специально разработанной для решения проблем, создаваемых топливом на основе этанола. Используйте проверенные продукты, которые помогут Вам избежать проблем с топливной системой, пока мотоцикл «дремлет». Если Вы еще не используете присадки на регулярной основе, обязательно совершите короткую поездку после добавления, чтобы средство полностью попало в топливную систему перед тем, как поставить мотоцикл на хранение.

    Мотоциклы с карбюратором требуют особого внимания, даже если топливо подготавливается должным образом. Карбюраторы выпускают воздух непосредственно в атмосферу, а это означает, что оставшееся в них топливо испаряется, оставляя после себя тонкую пленку, которая ограничивает поток топлива через небольшие жиклёры и другие топливные каналы. Лучшая подготовка карбюраторных систем — добавить в систему специальную жидкость для топлива (стабилизатор), переключить кран в положение «выключено/закрыто» (если это не вакуумная установка), а затем слить жидкость из карбюраторов. Для вакуумных систем необходимо слить жидкость только из карбюраторов.

  5. Ну и напоследок, обратим внимание на подвижные элементы, к которым есть свободный доступ. Например, цепь, штоки амортизаторов, рычагов, подножки и так далее.
    Необходимо убедится в отсутствии грязи и повреждений пыльников, сальников и манжет. При необходимости аккуратно очистить и   подготовить к длительному хранению. Здесь можно использовать как специализированные средства (кондиционеры и прочее), так и обычные смазки, неагрессивные к материалам. Иногда достаточно капли моторного масла или известной WD-40. После нанесения, необходимо покрыть трущиеся поверхности, для этого нужно несколько раз задействовать компонент. Покатать, покачать, переключать- этого будет вполне достаточно.

Осталось только установить агрегат на ровную поверхность. Очистить, упаковать и спрятать мотоэкипировку. И вы готовы переждать сезон. Надеемся, он тоже не будет скучным и Вам будет чем заняться!
И не забудьте про своевременную замену свечей зажигания, чтобы избежать неприятных «сюрпризов».  

Содержание этой статьи служит только для информационных целей и не должно использоваться вместо обращения за профессиональной консультацией к сертифицированному специалисту или механику. Мы рекомендуем Вам проконсультироваться с техническим специалистом или механиком, если у Вас есть конкретные вопросы или проблемы, связанные с любой из тем, затронутых здесь. Ни при каких обстоятельствах мы не несем ответственности за любые убытки или ущерб, вызванные использованием Вами какого-либо нашего контента.

Скачать пресс-релиз
JPEG, 375.21 кб

Содержание этой статьи служит только для информационных целей и не должно использоваться вместо обращения за профессиональной консультацией к сертифицированному специалисту или механику.

Мы рекомендуем Вам проконсультироваться с техническим специалистом или механиком, если у Вас есть конкретные вопросы или проблемы, связанные с любой из тем, затронутых здесь.

Ни при каких обстоятельствах мы не несём ответственности за любые убытки или ущерб, вызванные использованием Вами какого‑либо нашего контента.