Не так много мест на земле, где можно использовать мототехнику круглый год, а ещё меньше водителей, которые готовы использовать её каждый день. Рано или поздно придётся припарковать «железного коня» на длительное время. Длительный простой, вопреки мнению некоторых, не идёт на пользу механизмам. И даже наоборот, может сильно сократить ресурс узлов и вызвать непредвиденные поломки. Иногда лучше проделать ряд несложных подготовительных операций с агрегатами, чем потом терять гораздо больше времени и денег на ремонт. И хотя чаще всего подразумевается хранение в зимний период, некоторые основные моменты применимы и к просто длительному простою техники.
Вы можете доверить подготовку и хранение специализированным мастерским, но и в этом случае, информация ниже не будет лишней.
Итак, давайте начнём!
- Чистота
Как бы это не банально не звучало, но как только Вы решили приостановить использование, необходимо тщательно отмыть технику целиком и тщательно отчистить отдельные узлы и агрегаты. С этого начинается подготовка. И дело не в красоте (хотя и это тоже приятный бонус, поднимающий настроение). Например, оставленные без внимания на корпусе следы насекомых и прочий «мусор» могут привести к повреждению защитных поверхностей как пластика, так и металла.
Коррозия нам точно не нужна!
Вымойте тщательно все поверхности и узлы (избегайте интенсивного воздействия на электрические разъёмы и систему зажигания). Полностью просушите поверхности. Можно обеспечить дополнительную защиту используя специальные жидкости (воск) и пропитки для пористых поверхностей.
Только теперь мы готовы к следующем шагам. И кстати, на чистых поверхностях лучше видны повреждения и подтёки технических жидкостей, которые Вы могли не заметить в течении сезона.
- Аккумулятор
Это, пожалуй, одно из самых слабых мест при длительном хранении. Аккумуляторная батарея просто деградирует при отсутствии эксплуатации и обслуживании. Причём, чем больше проходит времени, тем быстрее приближается «точка невозврата», когда батарея получает необратимые повреждения. Но можно избежать неприятного «сюрприза» или внеплановой покупки новой батареи.
Тут есть два различных пути и зависят они лишь от местоположения батареи во время длительного хранения: с монтажом или в составе техники.
Конечно, батарея будет дольше разрежаться отсоединённой от техники, а ещё лучше в комфортных условиях (температура и влажность) с минимальной скоростью саморазряда. Но для современной мототехники, с различными ЭБУ, производителем может не рекомендоваться лишнее обесточивание бортовой сети. Однако и в этом случае лучше демонтировать батарею, если вы не сможете обеспечить комфортную и безопасную подзарядку.
Если у Вас обычная свинцово- кислотная батарея, то ту всё просто: надо подзарядить батарею до уровня 12.4-12.6 В. (6ти Вольтовые системы-редкое явление сегодня) А дальше следить, чтобы напряжение на клеммах не опускалось ниже 12 В. И просто периодически подзаряжать. Ну и конечно, контролируем уровень жидкости.
В случае более современных батарей («гелевые», AGM), рекомендуется использовать современные зарядные устройства (с импульсной зарядкой). В данном случае лучше не экономить и пробрести современное цифровое зарядное устройство. Поверьте, оно ещё не раз выручит. Кстати, в случае зарядки в составе техники (без демонтажа), настоятельно рекомендуется именно современное зарядное устройство с автоматическими режимами.
Стоит обратить внимание на одно заблуждение. Некоторые владельцы мототехники полагают, что просто достаточно периодически заводить двигатель и дать немного подзарядится батарее. На самом деле, такая процедура батарее ничего хорошего не сулит, а вот для остальных механизмов это может принести больше вреда, чем пользы.
Работая на холостом ходу, особенно в холодную погоду, Вы, по сути, удаляете масло с цилиндров и поршней, которые вы хорошо покрыли, когда подготавливали его к хранению (об этом ниже). Так же в «зоне риска» оказываются свечи зажигания. Которые могут просто не выйти на необходимую рабочую температуру и рискуют получить повреждения при дальнейшей эксплуатации.
Если у вас есть возможность по-настоящему покататься, то обязательно прокатитесь! Не забывайте, что на холостом ходу двигатель (читай - масло) на самом деле не разогреется до рабочей температуры, независимо от того, как долго вы он работает и с какой скоростью. Ну а если Вы все-таки выйдете на прогулку, то придется заново пройти все остальные этапы подготовки.
- Технические жидкости
Если моторное масло уже активно использовалось в течении сезона, стоит поменять его перед длительным хранением.
Многие водители не знают, что моторное масло в их двигателе может использоваться не только как смазка, но и помогать системе фильтрации. Масло удерживает мелкие частицы во взвешенном состоянии до тех пор, пока они не достигнут фильтра, где большая часть из них будет задержана и удалена из циркуляции. Одним из основных отложений, которые попадают в моторное масло, является углерод(сажа). Углерод образуется в камере сгорания и проталкивается мимо поршневых колец при каждом запуске цилиндра. Когда мототехнику помещают на хранение с отработанным моторным маслом, нагар будет медленно отделяться и подниматься на поверхность. Этот отложения чрезвычайно коррозионные и вызывают повреждения металлических поверхностей, таких как шестерни трансмиссии и различные подшипники и т.д.
При замене масла перед хранением, мы удаляем загрязнённое масло и вредные углеродистые отложения, взвешенные в нем. Лучше компоненты двигателя будут стоять в масляной ванне, чем в агрессивной жидкости.
Если двигатель имеет водяное охлаждение, стоит проверить уровень охлаждающей жидкости. И если не будет возможности хранить, избегая пониженных температур- стоит проверить охлаждающую жидкость на соответствие температурного режима (точки замерзания). В любом случае, перед началом эксплуатации придётся проверять охлаждающую жидкость и возможно заменить.
С тормозной жидкостью всё немного сложнее. Её не просто нужно доливать до определённого уровня, но и регулярно менять. Срок службы указывается производителем в каждом конкретном случае. Но чаще всего, он не превышает 2х лет. К этому времени гигроскопичная жидкость поглощает большое количество воды, что сильно снижает температуру кипения и негативно действует на компоненты тормозной системы.
- Топливная система
Вы, наверное, все слышали (а может и испытали на себе) ужасные истории о дорогостоящем ремонте карбюратора или инжектора, необходимом после того, как топливо в мотоцикле слишком долго оставалось без движения. С появлением этанола в современном топливе его хранение стало проблемой, будь то мотоцикл или газонокосилка. Этанол гораздо более гигроскопичен, чем обычный бензин, то есть он удерживает растворенную или взвешенную воду. Это может привести к коррозии компонентов, образованию смол, лака и нагара, которые наносят ущерб как карбюраторным, так и инжекторным системам.
Лучший способ справиться с этим — заправить бак и обработать топливо и топливную систему присадкой, специально разработанной для решения проблем, создаваемых топливом на основе этанола. Используйте проверенные продукты, которые помогут Вам избежать проблем с топливной системой, пока мотоцикл «дремлет». Если Вы еще не используете присадки на регулярной основе, обязательно совершите короткую поездку после добавления, чтобы средство полностью попало в топливную систему перед тем, как поставить мотоцикл на хранение.
Мотоциклы с карбюратором требуют особого внимания, даже если топливо подготавливается должным образом. Карбюраторы выпускают воздух непосредственно в атмосферу, а это означает, что оставшееся в них топливо испаряется, оставляя после себя тонкую пленку, которая ограничивает поток топлива через небольшие жиклёры и другие топливные каналы. Лучшая подготовка карбюраторных систем — добавить в систему специальную жидкость для топлива (стабилизатор), переключить кран в положение «выключено/закрыто» (если это не вакуумная установка), а затем слить жидкость из карбюраторов. Для вакуумных систем необходимо слить жидкость только из карбюраторов.
- Ну и напоследок, обратим внимание на подвижные элементы, к которым есть свободный доступ. Например, цепь, штоки амортизаторов, рычагов, подножки и так далее.
Необходимо убедится в отсутствии грязи и повреждений пыльников, сальников и манжет. При необходимости аккуратно очистить и подготовить к длительному хранению. Здесь можно использовать как специализированные средства (кондиционеры и прочее), так и обычные смазки, неагрессивные к материалам. Иногда достаточно капли моторного масла или известной WD-40. После нанесения, необходимо покрыть трущиеся поверхности, для этого нужно несколько раз задействовать компонент. Покатать, покачать, переключать- этого будет вполне достаточно.
Осталось только установить агрегат на ровную поверхность. Очистить, упаковать и спрятать мотоэкипировку. И вы готовы переждать сезон. Надеемся, он тоже не будет скучным и Вам будет чем заняться!
И не забудьте про своевременную замену свечей зажигания, чтобы избежать неприятных «сюрпризов».
Содержание этой статьи служит только для информационных целей и не должно использоваться вместо обращения за профессиональной консультацией к сертифицированному специалисту или механику. Мы рекомендуем Вам проконсультироваться с техническим специалистом или механиком, если у Вас есть конкретные вопросы или проблемы, связанные с любой из тем, затронутых здесь. Ни при каких обстоятельствах мы не несем ответственности за любые убытки или ущерб, вызванные использованием Вами какого-либо нашего контента.
Скачать пресс-релиз
JPEG, 375.21 кбСодержание этой статьи служит только для информационных целей и не должно использоваться вместо обращения за профессиональной консультацией к сертифицированному специалисту или механику.
Мы рекомендуем Вам проконсультироваться с техническим специалистом или механиком, если у Вас есть конкретные вопросы или проблемы, связанные с любой из тем, затронутых здесь.
Ни при каких обстоятельствах мы не несём ответственности за любые убытки или ущерб, вызванные использованием Вами какого‑либо нашего контента.